Страница 1 из 6
Опасности, подстерегающие ребенка в сети Интернет
Рубрика: Работаем с классом
Автор: Г.В. Солдатова, д-р психол. наук, проф. факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, директор
Фонда Развития Интернет; Е.Ю. Зотова, науч. сотр. Федерального института развития образования МОН РФ,
психолог-исследователь Фонда Развития Интернет
Тема: Образование
Здравствуйте, мне 15 лет, зовут Миша. Меня оскорбляют, а также угрожают в Интернете в
одной из социальных сетей. Я обращался к администрации сайта, но они пока не отвечают
на мои письма. Мне угрожает один пользователь сети, который самостоятельно добавился
ко мне в друзья и причисляет себя к фашистской организации. Он постоянно шлет мне
оскорбления, угрозы расправиться со мной и моей семьей. Оскорблять меня он начал сразу,
без всякого повода и разговора на какие-либо темы. У меня есть вся переписка с ним, также
я сохранил изображение его паспорта, так как оно находилось в открытом доступе. В список
моих друзей он добавился сам. Я также знаю, что другие люди получают от него похожие
угрозы. Я сообщил этому человеку, что пойду в милицию, так как у меня есть его данные и
есть доказательства его угроз.
В профиле информация обо мне – только настоящий город, имя, фамилия и школа. Этот
человек живет в другом городе, но я действительно опасаюсь за жизнь и здоровье свое и
родителей, так как подобные организации есть в каждом городе, и у него может быть
налажена связь с такими же, как он, в том городе, где я живу.
Я говорил об этом с мамой, она посоветовала найти какой-либо сайт и
проконсультироваться у специалистов. Помогите и скажите, пожалуйста, что мне делать?
Россия входит в зону повышенного риска по проблеме безопасности детей и подростков в
глобальной сети. Это обуславливается высокой пользовательской интернет-активностью
российских школьников, снижением возрастного ценза пользования сетью, расширением
диапазона информационной и коммуникационной деятельности в Интернете и высоким уровнем
ее бесконтрольности, ростом числа контетных и коммуникационных онлайн-рисков, а также
сохраняющимся "цифровым разрывом" между родителями и детьми, предполагающим в т. ч.
низкую осведомленность о рисках и опасностях интернет-среды.
С целым рядом проблем, которые возникают в сети, детям в силу неопытности бывает трудно
справиться в одиночку. В то же время российские школьники очень часто пользуются Интернетом
без всякого контроля со стороны взрослых. Чем старше школьники, тем слабее контроль: 70%
учеников 9–10-ти лет и свыше 90% школьников старше 13-ти лет пользуются Интернетом, когда
рядом нет родителей, учителей, других взрослых. Это увеличивает вероятность столкновения с
рисками, опасными для психического и физического развития, а также возникновения интернет-
аддикций (зависимостей) разного рода.
Умеют ли дети безопасно пользоваться Интернетом
Виды деятельности в Интернете становятся разнообразнее, и каждый ребенок может найти себе
занятие по вкусу. Освоение различных видов интернет-активности – основа онлайн-социализации.
Данные исследования "Дети России онлайн", осуществленного сотрудниками Фонда Развития
Интернет, факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и Федерального института развития
образования Минобрнауки России, показывают, что российские школьники пытаются освоить
практически все возможные виды активности в сети, отдавая в первую очередь предпочтение
коммуникационной деятельности.
Школьники заходят в социальные
сети, скачивают музыку и фильмы,
выкладывают в сети фото, музыку,
видео, посещают чаты, создают
персонажи, животных, аватары,
пользуются файлообменниками.
Активная деятельность в этих
направлениях несет с собой расширение
диапазона контентных,
коммуникационных и электронных
рисков.
Страница 2 из 6
Рис. 1. Диаграмма "Что сообщают о себе школьники
в профиле социальной сети"
В ходе исследования был проведен опрос детей старше 11-ти лет о том, умеют ли они безопасно
пользоваться Интернетом: сравнивать сайты для оценки достоверности информации, изменять
настройки профиля в социальной сети, блокировать сообщения от кого-либо, уничтожать историю
переписки, блокировать нежелательную рекламу и спам, добавлять сайт в закладки, изменять
настройки фильтра и находить информацию о безопасном пользовании Интернетом.
Среди детей 11–12-ти лет меньше половины умеют выполнять какие-либо из перечисленных
действий. Около 55% опрошенных девочек этого возраста умеют блокировать сообщения и
изменять настройки профиля социальной сети. Особенно сложно детям овладевать настройками
фильтра: всего 10% девочек и 15% мальчиков 11–12-ти лет ответили, что умеют это делать.
С возрастом дети лучше овладевают этим и другими навыками. Так, 40% мальчиков старше 13-
ти лет могут изменять настройки фильтра. Также большинство детей старше 13-ти лет умеют
блокировать сообщения, добавлять сайты в закладки, менять настройки конфиденциальности
профиля.
Около половины юных респондентов сказали, что могут сравнивать сайты для оценки
достоверности информации, чуть больше умеют уничтожать историю и блокировать спам. 65%
мальчиков и девочек 15–16-ти лет отметили, что умеют искать информацию о безопасном
использовании Интернета.
Буллинг как важная проблема общения в сети
Исследования буллинга во многих странах начались еще в 70-е гг. ХХ в. И актуальность этой
темы не ослабевает. Под буллингом обычно понимается неоднократное умышленное агрессивное
поведение, как физическое, так и вербальное, направленное против кого-то, кто по каким-либо
причинам считается слабее, с целью унижения его достоинства. Это поведение всегда
присутствует в подростковой среде.
Исследование показывает, что в среднем по России 23% детей, которые пользуются Интернетом,
являются жертвой буллинга онлайн или оффлайн. В Санкт-Петербурге эта цифра достигает 35%.
Пятая часть российских детей – жертв буллинга – подвергается обидам и унижениям либо
каждый день, либо 1–2 раза в неделю. Особенно актуальна эта проблема для пользователей 11–12-
ти лет: почти треть детей данной возрастной группы, подвергшихся буллингу, сталкивается с этим
явлением чаще одного раза в неделю.
Новые инфокоммуникационные технологии предоставляют дополнительные возможности для
буллинга. Российские дети подвергаются буллингу в Интернете так же часто, как и в реальной
жизни. Оскорбления в чатах, на форумах, в блогах и в комментариях к ним, поддельные страницы
или видеоролики со ценами издевательств и даже избиений уже давно стали привычной частью
Рунета.
Основной площадкой кибербуллинга становятся социальные сети. В них можно не только
оскорблять человека в сообщениях: нередки случаи, когда взламывали страницу жертвы или
создавали поддельную на ее имя, где размещали унизительный контент. Особенно тяжело
переживают кибербуллинг пользователи 9–10-ти лет: 52% детей этого возраста, сталкивавшиеся с
буллингом, в первую очередь девочки, указали, что были этим сильно или очень сильно
расстроены. Кроме того, нередко и сами школьники выступают агрессорами. В России 25% детей
признались, что за последний год обижали или оскорбляли других людей в реальной жизни или в
Интернете. Обращает на себя внимание тот факт, что в России субъектов буллинга в два раза
больше, чем в среднем по европейским странам. При этом и российские, и европейские
школьники чаще сознаются, что проявляли агрессию лицом к лицу (соответственно 16% в России
и 10% в ЕС), и гораздо реже признаются, что вели себя агрессивно в Интернете (6% в России и 3%
в ЕС).
Страница 3 из 6
Рис. 2. Диаграмма "Как часто дети сталкиваются с буллингом?"
Рис. 3. Диаграмма "В каких ситуациях дети подвергаются буллингу?"
Половина российских детей постоянно знакомится в Интернете с новыми людьми, а 40% детей
признаются, что встречались с интернет-знакомыми в реальной жизни.
Треть российских детей 11–12-ти лет поддерживает контакты в сети с незнакомцами. Среди
15–16-летних таких уже больше половины.
Чаще всего с этими людьми российские школьники общаются в социальных сетях, чатах, играя в
онлайн-игры.
Служба консультирования по проблемам безопасного использования Интернета
В аудитории российского Интернета юные пользователи составляют большинство. Зачастую уже
с самого маленького возраста они могут находиться в мировой сети практически без контроля
взрослых, которые нередко даже не представляют себе, чем занимаются дети в Интернете и что их
может там подстерегать.
Между тем перечень интернет-угроз достаточно обширен: от обыкновенных вирусов до
мошенничества, вымогательств, кибербуллинга. При столкновении с какой-либо неприятной
ситуацией при использовании Интернета дети часто не знают, как поступить и куда обратиться за
поддержкой, а родители и педагоги не всегда в состоянии помочь им справиться с возникшей
проблемой, т. к. недостаточно знакомы с современными технологиями или сами чувствуют себя
растерянными и беспомощными.
Линия помощи "Дети онлайн" – служба телефонного и онлайн-консультирования по
проблемам безопасного использования Интернета и мобильной связи для детей, подростков,
родителей и работников образовательных и воспитательных учреждений.
Задачи проекта: психологическая помощь детям и подросткам, столкнувшимся с опасностью во
времяпользования Интернетом и/или мобильной связью; информационная и
консультационнаяподдержка детей, подростков, родителей и работников образовательных и
воспитательных учреждений по проблемам безопасного использования Интернета и мобильной
связи детьми.
Целевая аудитория: несовершеннолетние (до 18-ти лет) пользователи Интернета и мобильной
связи; родители; работники образовательных и воспитательных учреждений (преподаватели,
учителя, классные руководители, воспитатели).
На Линии помощи "Дети онлайн" работают профессиональные эксперты – психологи Фонда
Развития Интернет и факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, которые объясняют, как
защититься от интернет-угроз, инструктируют о необходимых практических шагах в опасных для
ребенка ситуациях, консультируют родителей и педагогов по вопросам обеспечения безопасного
пользования Интернетом для детей.
Обратиться на Линию помощи можно: