Войти
Страница
1
из
6
Loading…

Страница 1 из 6

Опасности, подстерегающие ребенка в сети Интернет

Рубрика:  Работаем с классом

Автор:  Г.В. Солдатова, д-р психол. наук, проф. факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, директор

Фонда Развития Интернет; Е.Ю. Зотова, науч. сотр. Федерального института развития образования МОН РФ,

психолог-исследователь Фонда Развития Интернет

Тема:  Образование

 

Здравствуйте, мне 15 лет, зовут Миша. Меня оскорбляют, а также угрожают в Интернете в

одной из социальных сетей. Я обращался к администрации сайта, но они пока не отвечают

на мои письма. Мне угрожает один пользователь сети, который самостоятельно добавился

ко мне в друзья и причисляет себя к фашистской организации. Он постоянно шлет мне

оскорбления, угрозы расправиться со мной и моей семьей. Оскорблять меня он начал сразу,

без всякого повода и разговора на какие-либо темы. У меня есть вся переписка с ним, также

я сохранил изображение его паспорта, так как оно находилось в открытом доступе. В список

моих друзей он добавился сам. Я также знаю, что другие люди получают от него похожие

угрозы. Я сообщил этому человеку, что пойду в милицию, так как у меня есть его данные и

есть доказательства его угроз.

В профиле информация обо мне – только настоящий город, имя, фамилия и школа. Этот

человек живет в другом городе, но я действительно опасаюсь за жизнь и здоровье свое и

родителей, так как подобные организации есть в каждом городе, и у него может быть

налажена связь с такими же, как он, в том городе, где я живу.

Я говорил об этом с мамой, она посоветовала найти какой-либо сайт и

проконсультироваться у специалистов. Помогите и скажите, пожалуйста, что мне делать?

Россия входит в зону повышенного риска по проблеме безопасности детей и подростков в

глобальной сети. Это обуславливается высокой пользовательской интернет-активностью

российских школьников, снижением возрастного ценза пользования сетью, расширением

диапазона информационной и коммуникационной деятельности в Интернете и высоким уровнем

ее бесконтрольности, ростом числа контетных и коммуникационных онлайн-рисков, а также

сохраняющимся "цифровым разрывом" между родителями и детьми, предполагающим в т. ч.

низкую осведомленность о рисках и опасностях интернет-среды.

С целым рядом проблем, которые возникают в сети, детям в силу неопытности бывает трудно

справиться в одиночку. В то же время российские школьники очень часто пользуются Интернетом

без всякого контроля со стороны взрослых. Чем старше школьники, тем слабее контроль: 70%

учеников 9–10-ти лет и свыше 90% школьников старше 13-ти лет пользуются Интернетом, когда

рядом нет родителей, учителей, других взрослых. Это увеличивает вероятность столкновения с

рисками, опасными для психического и физического развития, а также возникновения интернет-

аддикций (зависимостей) разного рода.

Умеют ли дети безопасно пользоваться Интернетом

Виды деятельности в Интернете становятся разнообразнее, и каждый ребенок может найти себе

занятие по вкусу. Освоение различных видов интернет-активности – основа онлайн-социализации.

Данные исследования "Дети России онлайн", осуществленного сотрудниками Фонда Развития

Интернет, факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и Федерального института развития

образования Минобрнауки России, показывают, что российские школьники пытаются освоить

практически все возможные виды активности в сети, отдавая в первую очередь предпочтение

коммуникационной деятельности.

Школьники заходят в социальные

сети, скачивают музыку и фильмы,

выкладывают в сети фото, музыку,

видео, посещают чаты, создают

персонажи, животных, аватары,

пользуются файлообменниками.

Активная деятельность в этих

направлениях несет с собой расширение

диапазона контентных,

коммуникационных и электронных

рисков.

Страница 2 из 6

Рис. 1. Диаграмма "Что сообщают о себе школьники 

в профиле социальной сети"

В ходе исследования был проведен опрос детей старше 11-ти лет о том, умеют ли они безопасно

пользоваться Интернетом: сравнивать сайты для оценки достоверности информации, изменять

настройки профиля в социальной сети, блокировать сообщения от кого-либо, уничтожать историю

переписки, блокировать нежелательную рекламу и спам, добавлять сайт в закладки, изменять

настройки фильтра и находить информацию о безопасном пользовании Интернетом.

Среди детей 11–12-ти лет меньше половины умеют выполнять какие-либо из перечисленных

действий. Около 55% опрошенных девочек этого возраста умеют блокировать сообщения и

изменять настройки профиля социальной сети. Особенно сложно детям овладевать настройками

фильтра: всего 10% девочек и 15% мальчиков 11–12-ти лет ответили, что умеют это делать.

С возрастом дети лучше овладевают этим и другими навыками. Так, 40% мальчиков старше 13-

ти лет могут изменять настройки фильтра. Также большинство детей старше 13-ти лет умеют

блокировать сообщения, добавлять сайты в закладки, менять настройки конфиденциальности

профиля.

Около половины юных респондентов сказали, что могут сравнивать сайты для оценки

достоверности информации, чуть больше умеют уничтожать историю и блокировать спам. 65%

мальчиков и девочек 15–16-ти лет отметили, что умеют искать информацию о безопасном

использовании Интернета.

Буллинг как важная проблема общения в сети

Исследования буллинга во многих странах начались еще в 70-е гг. ХХ в. И актуальность этой

темы не ослабевает. Под буллингом обычно понимается неоднократное умышленное агрессивное

поведение, как физическое, так и вербальное, направленное против кого-то, кто по каким-либо

причинам считается слабее, с целью унижения его достоинства. Это поведение всегда

присутствует в подростковой среде.

Исследование показывает, что в среднем по России 23% детей, которые пользуются Интернетом,

являются жертвой буллинга онлайн или оффлайн. В Санкт-Петербурге эта цифра достигает 35%.

Пятая часть российских детей – жертв буллинга – подвергается обидам и унижениям либо

каждый день, либо 1–2 раза в неделю. Особенно актуальна эта проблема для пользователей 11–12-

ти лет: почти треть детей данной возрастной группы, подвергшихся буллингу, сталкивается с этим

явлением чаще одного раза в неделю.

Новые инфокоммуникационные технологии предоставляют дополнительные возможности для

буллинга. Российские дети подвергаются буллингу в Интернете так же часто, как и в реальной

жизни. Оскорбления в чатах, на форумах, в блогах и в комментариях к ним, поддельные страницы

или видеоролики со ценами издевательств и даже избиений уже давно стали привычной частью

Рунета.

Основной площадкой кибербуллинга становятся социальные сети. В них можно не только

оскорблять человека в сообщениях: нередки случаи, когда взламывали страницу жертвы или

создавали поддельную на ее имя, где размещали унизительный контент. Особенно тяжело

переживают кибербуллинг пользователи 9–10-ти лет: 52% детей этого возраста, сталкивавшиеся с

буллингом, в первую очередь девочки, указали, что были этим сильно или очень сильно

расстроены. Кроме того, нередко и сами школьники выступают агрессорами. В России 25% детей

признались, что за последний год обижали или оскорбляли других людей в реальной жизни или в

Интернете. Обращает на себя внимание тот факт, что в России субъектов буллинга в два раза

больше, чем в среднем по европейским странам. При этом и российские, и европейские

школьники чаще сознаются, что проявляли агрессию лицом к лицу (соответственно 16% в России

и 10% в ЕС), и гораздо реже признаются, что вели себя агрессивно в Интернете (6% в России и 3%

в ЕС).

Страница 3 из 6

Рис. 2. Диаграмма "Как часто дети сталкиваются с буллингом?"

Рис. 3. Диаграмма "В каких ситуациях дети подвергаются буллингу?"

Половина российских детей постоянно знакомится в Интернете с новыми людьми, а 40% детей

признаются, что встречались с интернет-знакомыми в реальной жизни.

Треть российских детей 11–12-ти лет поддерживает контакты в сети с незнакомцами. Среди

15–16-летних таких уже больше половины.

Чаще всего с этими людьми российские школьники общаются в социальных сетях, чатах, играя в

онлайн-игры.

Служба консультирования по проблемам безопасного использования Интернета

В аудитории российского Интернета юные пользователи составляют большинство. Зачастую уже

с самого маленького возраста они могут находиться в мировой сети практически без контроля

взрослых, которые нередко даже не представляют себе, чем занимаются дети в Интернете и что их

может там подстерегать.

Между тем перечень интернет-угроз достаточно обширен: от обыкновенных вирусов до

мошенничества, вымогательств, кибербуллинга. При столкновении с какой-либо неприятной

ситуацией при использовании Интернета дети часто не знают, как поступить и куда обратиться за

поддержкой, а родители и педагоги не всегда в состоянии помочь им справиться с возникшей

проблемой, т. к. недостаточно знакомы с современными технологиями или сами чувствуют себя

растерянными и беспомощными.

Линия помощи "Дети онлайн" – служба телефонного и онлайн-консультирования по

проблемам безопасного использования Интернета и мобильной связи для детей, подростков,

родителей и работников образовательных и воспитательных учреждений.

Задачи проекта: психологическая помощь детям и подросткам, столкнувшимся с опасностью во

времяпользования Интернетом и/или мобильной связью; информационная и

консультационнаяподдержка детей, подростков, родителей и работников образовательных и

воспитательных учреждений по проблемам безопасного использования Интернета и мобильной

связи детьми.

Целевая аудитория: несовершеннолетние (до 18-ти лет) пользователи Интернета и мобильной

связи; родители; работники образовательных и воспитательных учреждений (преподаватели,

учителя, классные руководители, воспитатели).

На Линии помощи "Дети онлайн" работают профессиональные эксперты – психологи Фонда

Развития Интернет и факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, которые объясняют, как

защититься от интернет-угроз, инструктируют о необходимых практических шагах в опасных для

ребенка ситуациях, консультируют родителей и педагогов по вопросам обеспечения безопасного

пользования Интернетом для детей.

Обратиться на Линию помощи можно:

Опасности, подстерегающие ребёнка в сети Интернет.doc
Опасности, подстерегающие ребёнка в сети Интернет.doc
Открыть
Распаковать
Открыть с помощью
Войти
Главное меню
Опасности, подстерегающие ребёнка в сети Интернет.doc. На экране. Страница 1 из 6